навигация: История института / Арзамасский филиал МАИ

В составе Московского авиационного…

Долгие годы в нашем городе было два высших учебных заведения: педагогический институт им. А.П.Гайдара и филиал Московского авиационного института.

Арзамасский филиал МАИ был создан на базе вечернего факультета Горьковского политехнического института им. Жданова. Процесс этот был непростым. Инициаторами этих изменений выступили хозяйственные руководители и партийные организации ряда промышленных организаций Арзамаса и района. Цель однаобеспечить растущую промышленность юга Волго-Вятского экономического района крайне необходимыми высококвалифицированными инженерными кадрами авиаприборостроительных и радиотехнических специальностей. В Горьковском политехе подготовка по данным направлениям не осуществлялась.

Во второй половине 1960-х гг. завязалась активная переписка между министерствами и ведомствами, результатом которой было подписание 2 августа 1968 года министром высшего и среднего специального образования СССР приказа за №606 об организации на базе Арзамасского вечернего факультета ГПИ филиал Московского авиационного института с дневной и вечерней формами обучения.

Обучение проходило все в том же здании, которое в 1964 году было передано вечернему факультету ГПИ и филиалу Горьковского техникума им. П. Баранова. Первые структурные изменения в филиале привели к созданию Совета факультета института, и началась подготовка к созданию первых четырех кафедр.

Здание Арзамасского филиала МАИ

План приема был утвержден по следующим специальностям:

0609 – гироскопические приборы и устройства;

0617 – авиационное приборостроение;

0705 – конструирование и производство радиоаппаратуры;

0501 – технология машиностроения, станки и инструменты.

В 1968-1969 учебном году на 1-й курс дневного и вечернего отделений филиала института было принято 139 выпускников арзамасских средних школ из 509 сдававших вступительные экзамены. Как видно из цифр, конкурс был очень большой, но, как говорят источники, уровень подготовки абитуриентов оставлял желать лучшего.

Поэтому, готовясь к новому учебному году, в институте были организованы курсы по подготовке к вступительным экзаменам, на которых занималось 420 рабочих, техников, служащих предприятий города и района и 33 школьника. Кроме того, была организована и работала физико-математическая школа, в которой занималось свыше 40 учащихся. Было проведено два тура физико-математической олимпиады, в которой приняли участие больше 100 человек.

Параллельно с началом учебного процесса проводилась определенная работа по укомплектованию филиала института квалифицированными научными кадрами, создавались новые и оснащались необходимым оборудованием уже существующие лаборатории.

Собрание трудового коллектива Аф МАИ.

Секретарь парторганизации

А.П. Ландратов

Самое непосредственное участие в подготовке специалистов в филиале приняли базовые кафедры Московского авиационного института – 301, 303, 305, 306; 401, 404, 406; 501, 504. Их преподаватели читали лекции по основным учебным дисциплинам, оказывали методическую помощь местным преподавателям, проводили контроль качества учебных занятий, обеспечивали учебно-методическими разработками, участвовали в НИР, работали в составе ГЭК.

Первым директором филиала был Н. Е. Дятлов, деканом Ю.А. Колосов. А начальником учебной частиБ.И. Леонов. А с декабря 1969 г. и по 1998 год на посту директора был Меньков Анатолий Иванович.

Меньков А.И.Родился 20 октября 1930 года в с. Тольский Майдан, Лукояновского района, Горьковской области в крестьянской семье.

Меньков А.И., директор Аф МАИ 1969-1992 гг.

С 1950 по 1956 годы он проходил военную службу сначала как курсант военно-политической школы, затем военного училища внутренних войск МВД. Действительную службу проходил в воинских частях на территории республик Средней Азии. В запас ушел в звании майора.

С 1958 по 1962 годы являлся слушателем Высшей партийной школы, после окончания которой работал инструктором горкома КПСС г. Арзамаса.

С 1963 годана преподавательской работе. Сначала преподавал политэкономию в Арзамасском кооперативном техникуме, затем в Горьковском государственном университете.

В 1968 году в Совете Пермского государственного университета защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук.

С 15 октября 1968 года и до 1998 года жизнь Менькова А.И. была связана с Арзамасским филиалом МАИ. По решению Горьковского Обкома КПСС он был командирован для работы в Аф МАИ, где прошел путь от старшего преподавателя кафедры марксизма-ленинизма до директора института.

Одной строкой:

1969 г. – открыты кафедры «Марксизма-ленинизма», «Технология машиностроения», кафедра «Общетехнических дисциплин»;

1972 г. – состоялся набор студентов на специальность 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслямпо вечерней форме обучения;

1973 г. - открыта кафедра «Авиационные приборы и устройства»;

1974 г. – состоялся первый выпуск инженеров-электромехаников;

1987 г. – начала реализовываться заводо-втузовская система обучения;

1989 г. – открыта кафедра «Конструирования и Технологии радиоэлектронных средств»;

1990 г. – кафедра марксизма-ленинизма преобразована в кафедру «Экономики и управления в машиностроении»;

1992 г. – перешли в статус филиала Горьковского политехнического института

За этот период времени было очень много событий, о которых в рамках одной статьи не расскажешь, для этого нужно написать целую книгу. Но сегодня чуть подробнее хотелось бы остановиться на таком явлении в жизни не только нашего института, но и страны в целом, как движение Студенческих Строительных Отрядов.

Начало самого движения студенческих строительных отрядов связывают с работой студенческого отряда физфака МГУ им. М.В. Ломоносова в Казахстане летом 1959 года.

На рубеже 1950-х и начала 1960-х годов начинается новый этап в развитии форм участия студенческой и учащейся молодежи в общественно-производительном труде - создание студенческих строительных отрядов (ССО).

Заявление на работу в ССОСтудента гр. АСР 1-1 Нечаева М.Д.

Не остались в стороне и студенты Арзамасского филиала МАИ. Решение о формировании из наших студентов строительных отрядом изначально было вызвано потребностью расширить и улучшить материальную базу института. В начале 1970-х годов было принято решение о создании таких отрядов для работы на строительстве нового учебного комплекса, более того, для них специально была сшита форма, образцы которой хранятся в нашем музее, также как и заявление студента 1 курса Нечаева М.Д. (см. фото).

Впоследствии третий трудовой семестр наши студенты проводили и в Молдавии, работая на консервном заводе, и в Якутии, работая в угольных карьерах, и в Восточной Сибири на различных строительных объектах.

Традиция работать летом, участвуя в строительстве важных для народного хозяйства объектов, помогая в уборке урожая, получила название 3 трудового семестра, который проходил под девизом «Быть там, где труднее».

В 1971 году бойцы отряда «Юность», где комиссаром был студент группы АСП 2-1 Поздяев В. (ныне начальник отдела по научной работе) в г. Шахунья строили лесопильные цеха. Еще один отряд (командир Бородов В., комиссар Федоров Л.) работал в г. Ярославле на строительстве железнодорожных путей.

Самосвалы "Лектра Хол М-120"канадской фирмы "Юнит Риг"

В конце 1970-х гг. из студентов Арзамасского филиала МАИ был сформирован строительный отряд «Элерон», работавший на угольном разрезе г. Нерюнгри. Город, официально образованный лишь в 1975 году с радостью встречал молодежь с разных уголков страны. Командирами отрядов в 1977 и 1978 гг. соответственно были Молодцов М. - группа АСМ 2-3 (ныне директор завода Автопровод г. Арзамас), Калинин С. - группа АСП 2-1. Строили ребята дорогу к угольному разрезу. Какая там была задействована техника, хорошо видно на фотографии.

История участия студентов нашего института в работе ССО несомненно заслуживает более пристального внимания, как и любое другое направление деятельности профессорско-преподавательского и студенческого коллективов Аф МАИ в указанный период. Еще предстоит собрать и обобщить этот огромный материал, который хранится в личных архивах и преподавателей, и сотрудников, и студентов института.

«Маевский» же период в жизни жителей города Арзамаса уже вписан в его историю. За почти четверть века существования филиала МАИ тысячи его выпускников зарекомендовали себя высококлассными специалистами и пополнили коллективы крупных заводов авиационной и приборостроительной промышленности не только гг. Арзамаса и Горького (ныне г. Нижний Новгород), но предприятий других городов бывшего Советского Союза.



Разделы музея